История
10.04

Осторожно: аматоры!

Меня, как историка и археолога, радует, что измаильчанам не безразлично прошлое родного края, наших древних земляков, их крепостей и городов, о чем свидетельствуют многочисленные в последнее время статьи и заметки в местной прессе и даже возникающие на страницах газет целые баталии сторонников различающихся точек зрения. К сожалению, в поле зрения редко попадают публикации профессиональных историков, которые предпочитают толстые научные журналы, а не страницы газет. Но ведь не секрет, что научная литература выпускается в наше время мизерными тиражами практически недоступна широкому читателю. Между тем, если это вполне благополучно переживают такие фундаментальные науки, как, скажем, физика или генетика, то с гуманитарным знанием дело обстоит сложнее.

История - одна из самых актуальных наук о человеке, и, вместе с тем, одна из самых сложных. В силу первого обстоятельства она порождает иллюзию доступности исследовательского поиска у любого мало-мальски образованного человека, испытывающего к ней интерес, а в силу второго, как правило, при реализации подобных замыслов порождает химеры, успешно замещающие в мозгу читателя подлинное знание. И в этом коренится их главная опасность для общества, в первую очередь в лице школьников и студентов, собирающих краеведческие материалы, библиотекарей и учителей, архивистов, с чем, увы, неоднократно приходится сталкиваться. Возникшую проблему нельзя недооценивать, поскольку число любительских публикаций растет, и просто не замечать их невозможно. Научное же знание, выработанное отечественной наукой на сегодняшний день, присутствует в публикациях в весьма ограниченном и подчас искаженном виде, а чаще и того нет. Но ведь именно история формирует наше гражданское сознание. В качестве примера предлагаю рассмотреть пять заметок рубрики "От самых истоков", опубликованных 24 марта с.г. Анатолием Каминским. Тема мне близка и по исследовательским интересам, и потому, что я лично принимала участие практически во всех указанных работах, либо их проводили мои коллеги. Заметка первая: "Курганы поселка Суворово" Грубая хронологическая ошибка содержится уже в первом предложении. Самые древние курганы в районе Измаила и вообще в Буджаке были сооружены не во 2-3 вв. до н.э. (кстати, если до н.э., то следует писать 3-2 вв., а не 2-3), а в середине четвертого тысячелетия до н.э. Археологи их относят к так называемой нижнемихайловской энеолитической культуре, то есть к медно-каменному веку. Эпоха ранней бронзы, в частности ямная культура, датируется кон. 3-2 тыс.до н.э. О раскопках в урочище Кале неподалеку от поселка Суворово (1995-1997 гг.), как участник экспедиции и старый соратник руководителя работ А.В. Гудковой, скажу, что никаких курганов "глубоко под землей" с предметами античной культуры найдено там не было. Следующая фраза: "в Одесской области вообще до той поры не было обнаружено памятников античности" - шедевр невежества, так как памятники античности в Одесской области хорошо известны еще с первой половины 19 в., в том числе и на Измаильщине, и даже вошли в учебники. Далее автор противоречит сам себе, отмечая, что среди находок был кремневый наконечник стрелы эпохи неолита. Как же тогда быть с указанной им "эпохой ранней бронзы"? Ведь между ними всего-то пара-тройка тысяч лет. Неолит в Украине датируется 7-5 тыс. до н.э. И о связи поселения балкано-дунайской культуры 9-10 вв. с Трояновым валом: как раз среди исследовательских работ экспедиции проводилось изучение разреза вала, показавшее, что в раскапывавшемся месте вал датируется 4 в. н.э. и связан с так называемой черняховской культурой. Заметка вторая: "Здесь была Антифила?" Действительно, во время строительства целлюлозного комбината были разрушены остатки поселения, одного или, скорее, нескольких, по амфорному материалу датированных 5-4 вв. до н.э. Но, на самом деле, ни одному ученому не пришло в голову выдвинуть на этом основании "гипотезу об основании древними греками на этом месте фактории - торгового поселения, которое назвали Антифила, что в переводе означает "нелюбимый". А выдвинул эту гипотезу кто-то из авторов старых путеводителей по Измаилу, не обременяя себя научными доказательствами. Мне уже приходилось писать о том, что существует единственный древний источник, который упоминает так называемое "Антифилово поселение". Это Псевдо-Арриан (§ 89), позднеантичный автор 5 в., размещающий указанный населенный пункт, т.е. поселение некоего Антифила, в междуречье Тираса и Истра на морском побережье (примерно в районе Лебедевки, но теперь на метров 500 в море). К тому же, неверен перевод имени Антифил, почти с точностью до наоборот. К Измаилу и его окрестностям это имя отношения не имеет. Любая греческая фактория оставляет прослеживаемые в грунте строительные остатки и соответствующий набор артефактов. В указанном случае обломки античных амфор (т.е. тары) свидетельствуют о торговых контактах местных племен скифов и гетов с древними греками, крупный полис которых - Истрия - известен южнее правого гирла Дуная в районе озера Синое (Румыния), или Тира, на правом берегу низовий Днестра (в современном Белгороде-Днестровском). Кстати, по личным наблюдениям скажу, что среди античних черепков на поселении встречаются находки лепной варварской посуды, и абсолютно отсутствуют иные, кроме амфор, античные вещи, металл. Заметка третья: "Что нашли на территории Измаила?" Нельзя утверждать, что все древнейшие поселения на территории Измаила относятся к железному веку, потому что известны более ранние, эпохи поздней бронзы, т.е. 2 тыс. до н.э., и даже еще древнее - эпохи меди (энеолита) - 4 тыс. до н.э. Что же до поселений раннего железного века, то директором Измаильского музея А.В. Суворова В.К. Чигириным в 60-е годы были осмотрены остатки поселений в районе консервного завода, томатный корпус которого тогда строился, и даже описаны в его дипломной работе. Остатки варварских поселений в районе же хлебокомбината открыты и исследованы автором данной публикации в 1996 году, а материалы сданы в музей А.В.Суворова. У поселка Дунайское известно поселение этулийской культуры 2-3 вв., весьма предположительно имеющей отношение к венедам, но серьезно это пока никак не подтверждено, а местоположение его указано неверно. Наконец, о находках керамики балкано-дунайской культуры на территории бывшей крепости Измаил следует заметить, что она представлена единственным гончарным сосудом - погребальной урной с остатками кремации (сосуд как раз сейчас представлен на археологической выставке в музее Придунавья) и единственной, связываемой с ним полуземлянкой, которая, скорее всего, не служила жилищем, а являлась частью погребального комплекса. Обычных фрагментов керамики этой культуры в раскопках, в том числе и тех, которыми мне приходилось руководить в 1994-95 гг. на территории крепости, не встречено. Заметка четвертая: "Находки в других селах района" О раскопках на юго-западной околице села Матроска. Я открыла и исследовала этот археологический памятник в 1975 году, позже его раскапывала Наталья Скакун, археолог из Ленинграда. Поселение очень выразительное, и затруднений по поводу его атрибуции не возникло. Это памятник энеолитической культуры Гумельница, медно-каменный век, примерно первая половина 4 тыс. до н.э., а в эпоху неолита, которой его датирует автор заметки, медь не была еще известна. Вторая часть заметки. И снова по поводу дат до н.э.: не 7-8 вв. до н.э., а 8-7. Да и можно ли вообще приписывать Геродоту подобную хронологию? У Геродота в книге четвертой "Мельпомена" достаточно подробно описаны скифы, но нигде не указаны какие-либо века, а даты относительны. Например, скифы "думают, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет" (Геродот, § 7). Мы же знаем, что Дарий вторгся за Дунай примерно в 512-513 гг. до н.э. Утверждение автора, что в "7-8 вв. до н.э. скифы вытеснили воинствующие племена киммерийцев" неверно. Воинственными были и те, и другие, не в меньшей мере. А вот расселение родственных киммерийцам ираноязычных скифов в Северном Причерноморье современная археологическая наука относит к 6 веку до н.э., в том числе использование ими Буджакской степи в это время для сезонных кочевий, что подтвердили раскопки курганов. Что же до киммерийцев, которым "издревле принадлежала страна, ныне населенная скифами", то их "народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом" (Геродот, § 11). Всех, павших в этой братоубийственной войне, народ киммерийский похоронил у реки Тираса. "Могилу царей можно видеть еще и поныне. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной землей", - добавляет Геродот. Его путешествие по Северному Причерноморью состоялось в 5 в. до н.э. Собственно скифских могил, курганов и курганных могильников в Измаиле и его окрестностях известно множество, как и во всем Буджаке. Особенно много их появилось в 4 в. до н.э., когда скифы устроили здесь настоящий плацдарм для нападений на задунайские земли - владения фракийских царей и западнопонтийские греческие города. Скифское погребение из Новой Каменки не может датироваться широко 6-4 вв. до н.э. (диапазон в три столетия!), так как существует разработанная типология наконечников стрел, в данном случае - 4 в. до н.э. Заметка пятая: "По следам легионеров" Римляне на берегах Дуная появились куда раньше, чем представляет себе автор заметки. Уже были написаны "Записки о галльской войне" Юлием Цезарем и труды Страбона. Во 2 в. н.э., точнее в 116 г., римляне, введя военный гарнизон, установили протекторат над греческим городом Тира. А также построили укрепление на Каменной горе (село Орловка Ренийского района), на месте бывшего фракийского городища, вскоре после покорения ими северофракийских племен даков и с образованием римской провинции Дакия. На территории Измаила фрагментов римской керамики пока не найдено, в том числе и римских амфор, которых можно было бы предположить изрядное количество при наличии тесных связей. Находки медных и бронзовых римских монет, хотя и немногочисленные, несомненно, имеют место, но опять же, свидетельствуют только о временных контактах, как и фрагменты мраморных погребальных плит с латинскими надписями - о тяжком воинском пути, нередко заканчивающемся могилой на чужбине. К сожалению, публикации о надписи, найденной у озера Кривое, и ее прочтении, мне неизвестны, да и она сама, видимо, не сохранилась. В заключение хочу пожелать любителям истории не оставлять своих поисков, но предварительно знакомиться со школьными и вузовскими современными учебниками по археологии и истории. При возможности прочитывать первоисточники - в данном случае тексты древних авторов, которые неоднократно публиковались еще в советское время. И, наконец, просматривать публикации профессиональных археологов и историков в научных изданиях, журналах и даже центральной прессе. Тогда уменьшится количество элементарных ошибок, а статьи станут вызывать больше доверия у читателя.